Оформление диссертации по ГОСТу

Оформление диссертации по ГОСТу является необходимым этапом подготовки диссертационного исследования. Разъясняет требования к оформлению диссертации ГОСТ Р 7.0 11-2011 (от 01.09.2012). Это официальный государственный документ, действующий в Российской Федерации, представляющий собой стандарт, регламентирующий правила оформления и структуру диссертаций и авторефератов к ним. Оформленная не по ГОСТу 2011 года диссертация не будет допущена к защите, поэтому на завершающем этапе написания диссертационного труда опирайтесь на нормативы.
Оформление диссертации по ГОСТу
Диссертационное исследование, согласно ГОСТу, должно оформляться согласно четкому алгоритму. Правила оформления касаются абсолютно всех элементов диссертации: от титульного листа до приложений. Оформлять документ необходимо по общим требованиям:
- Стиль шрифта - Times New Roman;
- Абзацный отступ по всему документу - 1,25;
- Кегль - 14 пт;
- Поля страниц: нижнее и верхнее поля - по 20, правое – 10, левое - 30;
- Междустрочный интервал основного текста равен 1,5, кроме библиографии, титульного листа (в них используют одинарный интервал);
- Сквозная нумерация страниц выставляется вверху по центру с использованием только арабских цифр. Номер страницы не указывается на титульном листе;
- Докторская диссертация должна иметь объем от 180 до 300 страниц, а кандидатская - от 110 до 170.
Основные правила написания работы
Диссертационное исследование должно строиться в соответствии с раскрытием следующих вопросов:
- Как лучше структурировать материал исследования для достижения логической ясности?
- Какие вопросы нужно рассмотреть для полного раскрытия сущности изучаемых проблем и явлений?
- Как грамотно выстроить текст диссертации, чтобы высказанные убеждения звучали наиболее убедительно?
Иллюстрационный материал должен включать по необходимости:
- графики
- рисунки
- таблицы
- схемы
- диаграммы
- формулы
- другой иллюстрационный материал
Оформление иллюстраций производится по общепринятым правилам. Иллюстрации должны отражать ясный, четкий материал и снабжаться нужными пояснениями для облегчения восприятия содержащейся в них информации.
Основное условие диссертационных исследований - это их научная новизна. Диссертации должны по-новому решать выбранную проблему, важную для конкретной отрасли знаний. В диссертационном исследовании должны быть отражены новые научно обоснованные способы, методики решения задачи.
Основные требования к результатам исследования
Очень важно грамотно обосновать результаты. Они должны отвечать следующим критериям:
- Способность прогнозировать новые явления.
- Полное объяснение уже имеющихся в науке фактов.
- Соответствие эмпирическим данным.
- Отсутствие противоречивости.
Результаты исследования нужно представить как единую систему. В основном, итоги описываются в последней главе, а также в заключении.
Сфера действия стандарта
При оформлении документа рекомендуется опираться на нормы ГОСТ Р 7.0 11-2011., который регламентирует написание трудов во всех научных отраслях, поэтому какой бы ни была тема, документ должен соответствовать указанным в нем нормам. На исследования в рукописной форме или в форме научного доклада ГОСТ распространяется, а к монографиям применяются иные требования. Оформить автореферат автору стоит также в соответствии с данным документом.
Помимо ГОСТ Р 7.0 11-2011, к некоторым элементам документа рекомендуется применять требования, которые регламентируются иными стандартами:




Публикации ВАК. В них содержится информация о стилистике исследований и недостатках оформления научных работ.
Структура работы
Структура, в соответствии с которой должны быть оформлены кандидатские и докторские диссертации:
- Титульный лист. На нем должна содержаться информация об авторе и названии темы, организации, руководителе, шифре.
- Оглавление. В этой части выделяются все элементы диссертационного труда в той последовательности, в которой они расположены по тексту с указанием нумерации страниц, с которых начинается каждый раздел.
- Введение. Информация, прописывающаяся во введении, примерно соответствует той, что продемонстрирована авторефератом. Введение необходимо для отражения самых важных квалификационных характеристик научного труда.
- Основная часть. В ней содержится основная часть научного труда: главы, параграфы. Обычно в кандидатской диссертации содержится 3 и более глав, чтобы как можно лучше раскрыть тему, суть исследования, использованные техники и методики. Порядок глав и параграфов должен примерно соответствовать задачам, прописанным во введении. Полученные по каждой главе итоги могут быть прописаны в конце соответствующей главы, а могут по усмотрению автора выноситься в заключение.
- Заключение. Данный раздел подразумевает подведение итогов исследования, подробное изложение его результатов. Результаты должны соотноситься с поставленными вначале исследования целями и задачами. Заключение должно раскрывать то знание, которое представляет новизну для науки, а также выносится на публичную оценку комиссии.
- Список сокращений и условных обозначений. Этот раздел является обязательным, если по тексту диссертационного исследования были использованы какие-либо сокращения слов или обозначения. Их перечень выносится в данную главу, а также подробно расшифровываются.
- Библиографический список, являющийся одним из самых сложных в плане оформления, так как к нему предъявляются самые строгие требования стандартов. Но это обязательный раздел, он показывает самостоятельное исследование автора по уже ранее сделанным наработкам во взятой им теме. Если в списке использованных источников комиссия обнаружит хотя бы одну ошибку или опечатку, нужна будет корректировка.
- Приложения. Обычно диссертанты всегда включают данный раздел: в нем можно уместить громоздкий иллюстрационный материал, таблицы, которые не поместились в основную часть. Хотя приложения не являются обязательным пунктом.
- Вспомогательные указатели, примечания. Также не является обязательной частью, обычно вставляется автором для улучшения понимания той или иной информации из документа.
Диссертация, имеющая неправильную структуру, не будет допущена к защите. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не тратить дополнительное время на корректировку, лучше сразу оформить свой труд в соответствии с имеющимися нормами.
Как оформить титульный лист по ГОСТу
Нужно отнестись с особой серьезностью к созданию титульного листа - ведь это "лицо" научного труда. Помимо документа ГОСТ Р 7.0 11-2011, нормы его оформления диктуют: «Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» (от 12.12.2011), а также ГОСТ 2.105-95. Главная особенность титульного листа - это возможность оперативно отыскать нужный документ в соответствии с информацией, указанной как раз таки на первой странице (титуле). Пример правильного оформления титула показан на рисунке ниже.
Заполнять титул необходимо в следующем порядке:
- Полное название организации, в которой автор писал работу;
- Форма выполнения (рукопись);
- ФИО исследователя;
- Название диссертационного труда;
- Шифр и специальность, к которой относится исследование, в соответствии с классификацией специальностей;
- Научная степень, на которую автор претендует;
- ФИО, консультанта или руководителя исследования и его ученая степень и звание;
- Город и год защиты.
При оформлении первой страницы (титульного листа) отклонение от вышеперечисленных требований недопустимо.
Оформление текста, нумерации страниц, сносок
Основной текст диссертации содержится в основной части, а также во введении и заключении. Материал описания работы во введении отражает основные характеристики научного труда. Основная часть состоит из необходимых для автора глав, параграфов, которые нужно пронумеровать арабскими цифрами и указать в содержании. После определения целей и задач в соответствии с ними выделяются главы и параграфы работы, указанные в содержании. К формированию структуры основной части нет четких требований: это зависит от темы и предпочтений диссертанта. В заключительной части диссертационного труда должны содержаться общие выводы соискателя на научную степень, подтверждаться практическая, теоретическая значимость, а также новизна. При этом не нужно, чтобы выводы пересекались с введением.
Полезно знать! Заключение должно содержать общие результаты работы, описывать пользу, которую работа принесет науке, доказывать весомый вклад автора в науку и его способность решить поставленные задачи.
Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами способом сквозной нумерации. Оформление основной части работы производится по вышеуказанным общим требованиям к оформлению (поля 30*10*20*20, Times New Roman, интервал - 1,5, отступ абзацев - 1,25, 14 шрифт). Текст сопровождается ссылками и сносками при цитировании трудов других авторов. Ссылки и сноски являются необходимой связкой основного текста со списком литературы.
Цитата оформляется четко по тексту без корректировок в полном варианте, берется в кавычки и сопровождается ссылкой на использованный источник, откуда была взята, с библиографической записью. При пропуске некоторых слов нужно поставить многоточие, если пропускается предложение – многоточие в скобках. Если источник, из которого взята цитата, использован в первый раз, сноска на него сопровождается записью (ФИО автора, название, информация об издании, год, страница).
- по всему документу сквозной нумерацией;
- в пределах одного параграфа или главы;
- отдельная нумерация на каждой странице.
Ссылки проставляются в квадратных скобках после цитаты и содержат порядковый номер источника в списке литературы и номера страниц, текст которых был вставлен в диссертацию. Ссылка должна выглядеть таким образом: [11, с. 23], при этом 11 – порядковый номер источника, а 23 – номер страницы в источнике.
Рисунки и таблицы
Графические элементы - хорошие помощники для достижения большей наглядности изложенного материала. Их можно и нужно использовать. К графическим элементам относятся:
- графики
- рисунки
- схемы
- формулы
- чертежи
- картинки
- диаграммы
- другие элементы
ГОСТ диктует правила расположения иллюстраций сразу после упоминания о них в тексте диссертации, на следующей странице или в приложениях. Всем рисункам присваиваются арабские номера по принципу сквозной нумерации либо по одному разделу. Каждую иллюстрацию необходимо подписывать. Подпись в тексте должна находиться по центру страницы на строку ниже изображения. Если иллюстрация находится в приложении, то подписывается согласно правилам их оформления, при этом в тексте необходимо хотя бы один раз сослаться на данное приложение. Образец представлен ниже.
Полезно знать! Для таблиц можно применить меньший шрифт (кегль - 12 пт). При наличии в работе больших таблиц лучше снизить размер шрифта, чтобы материал не выглядел громоздко.
Таблицы должны иметь название и номер, название должно отражать их суть. Номер и название должны располагаться перед началом таблицы, выравненные по левому краю. Если таблица продолжается на следующей странице, необходимо перед продолжением указать "Продолжение таблицы (порядковый номер)", если заканчивается - "Окончание таблицы (порядковый номер)" (выравнивание - по правому краю). Пример составления таблицы представлен ниже.
Формулы в диссертации размещаются согласно нормам В ГОСТа 2.105.
Сокращения в тексте
В тексте диссертационного исследования допускаются сокращения, но при этом должно быть соблюдено соответствие нормам ГОСТ 7.12 и ГОСТ 2.11. Существуют общепринятые сокращения (например, м - метр, км - километр и др.), использование которых не создает необходимость включения в структуру диссертации списка сокращений и условных обозначений (рисунок ниже), а при использовании сложных терминов – список терминов и определений к ним. Если же диссертант пользуется собственными вариантами сокращений, необходимо обязательно приложить специальный перечень с их расшифровкой, а также вставлять расшифровки по тексту при первом сокращении.
Список литературы и библиография
Работа с библиографией при написании диссертационного исследования - тяжелый и кропотливый труд. Сперва необходимо определиться с используемой литературой, выделить нужные главы, определиться с цитатами. После того, как составлен список библиографии, можно приступать к оформлению. Стандарты ГОСТов регламентируют требования, которым должен соответствовать раздел. В описании литературного источника должны содержаться следующие сведения:
- Все авторы составления источника.
- Название статьи, учебника, монографии и т. д.
- Для периодических источников указывается номер и дата издания.
- Год и место издания.
- Объем литературного источника (количество страниц).
- Для серийного издания указывается серия и сведения об ответственности.
Список литературы необходимо составлять в алфавитном порядке либо формируется в порядке упоминания источников. Ниже представлен образец правильно составленного библиографического списка.
Приложения к диссертации
Часть материала диссертации, не представляющего первую значимость или слишком большого объема, можно вместо основного текста включить в приложения. Чаще всего в приложения включают иллюстрации, а именно, графики, таблицы, диаграммы, а также другая вспомогательная информация.
Помимо общих положений ГОСТа Р 7.0 11-2011, рекомендации по составлению приложений дает ГОСТ 7.32-2001. В приложения могут включаться:
- математические расчеты и доказательства;
- протоколы испытаний;
- таблицы с измерениями;
- программы работ;
- другой материал.
Приложения являются завершающей частью диссертации, которая следует за библиографическим списком. При оформлении диссертации на все приложения необходимо использовать отдельную страницу, написав посередине порядковый номер и слово «Приложение», а также его заголовок. Ниже представлен пример составления приложений.
При оформлении диссертационного труда очень важно помнить, что требования ГОСТов обязательны. Неверно оформленная работа не будет принята комиссией, а соответственно, не будет допущена к защите.
![]()
Лилия Герасимова
|
Какой интервал нужен между названием и самой таблицей? Спасибо.
|
![]()
Кристина Лукьянова
| ||
Оформление таблиц и других графических материалов в текстовых документах регламентируются ГОСТом 2 .1 0 5 -9 5. Название помещается над таблицей и не разделяется интервалом. | ||
![]()
Почекуева Мирра
|
В диссертации есть сокращения на русском, английском, французском. В каком порядке их вносить в Список сокращений. |
![]()
Кристина Лукьянова
| ||
В ГОСТе Р 7.0.11-2011 п. 5.4 написано, что перечень следует располагать столбцом. Слева в алфавитном порядке или в порядке их первого упоминания в тексте приводят сокращения или условные обозначения, справа - их детальную расшифровку. Раз у вас присутствуют сокращения на нескольких языках, то располагать их следует в порядке упоминания в тексте. | ||