Отчет аспиранта по педагогической и научно-исследовательской практике
В процессе обучения в аспирантуре молодой ученый обязан пройти практику, результатом которой станет составление отчета по педагогической практике аспиранта, или, для исследователя – по научно-исследовательской практике. Эти требования распространяются на всех специалистов, готовящихся к написанию диссертационной работы.
Практика – это форма обучения, построенная на проявлении и закреплении у аспиранта навыков самостоятельной практической работы и умения проводить исследования.
Задания, поставленные перед ним на практике, должны обязательно коррелировать с направлением его будущей профессиональной деятельности.
Отчет по педагогической практике аспиранта
Каждый аспирант обязан пройти педагогическую практику, а не только научную. После прохождения научной ему проще будет сдать профильный экзамен по специальности. Педагогическая практика предполагает овладение мастерством преподавания в высшей школе, навыками самостоятельного формирования научно-методических документов, технологиями подбора релевантного учебного материала, мастерством объективного оценивания результатов обучения. Проходится она дважды, в предпоследнем и последнем семестре обучения в аспирантуре. Объем ее составляет 100 часов. Результатом прохождения практики становится отчет. После его сдачи происходит защита практики и документов о ее прохождении. Для защиты аспирант сдает на кафедру:
- задание на практику за подписью научного руководителя, включающее наименование темы, срок сдачи и подготовки отчета, график прохождения;
- сам отчет о прохождении, на его титульном листе обязательно должна стоять согласующая подпись преподавателя;
- собранные материалы.
Все документы должны быть подготовлены и предоставлены на кафедру в течение недели с момента завершения практики. Защита происходит в период промежуточной аттестации. Удачная защита формализуется в виде зачета.
Пример отчета по педагогической практике аспиранта
Отчет по научно исследовательской практике аспиранта. Пример
Научно исследовательская практика должна предоставить аспиранту богатый практический материал, анализ которого станет частью диссертации. Прохождение обучения практическим навыкам не будет считаться завершенным до подготовки и защиты отчета. На саму практику отводится 48-50 часов, а подготовку отведена неделя, но писать его необходимо начинать с первых дней практики, серьезность требований к форме и содержанию обуславливают и степень ответственности подхода.
Бланк отчета можно найти самостоятельно, можно попросить рекомендовать желаемый формат у научного руководителя, но следует учитывать, что все требования к оформлению документов формулируются в ГОСТ 7.32–2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-экспериментальной работе. Структура и правила оформления» и найденный самостоятельно документ может им не соответствовать. Размер документа должен быть не менее 10-15 страниц, 14-м кеглем, через один интервал. Структура отчета должна состоять из следующих разделов:
- введение (тема, место, содержание исследований и работ);
- основная часть (анализ литературы по теме практики; перечень задач, решение которых должно быть найдено в ходе проводимых исследований; описание методики; результаты и их анализ);
- заключение (описание практических навыков, полученных за время прохождения);
- список литературы;
- приложения (аналитические материалы, иные необходимые документы, иногда – заявка на грант на продолжение исследования).
На титульном листе публикуются отзывы об аспиранте и его работе от его научного руководителя и от руководителя практики – сотрудника организации, в которой она проходила.
Пример отчета аспиранта по научно-исследовательской практике
Отчет аспиранта 1 года обучения. Образец
Обучение в аспирантуре при очной форме обучения длится три года, при заочной – 4 года. За это время он должен сдать экзамены и написать диссертацию. Ко второму году он уже представляет себе структуру и методы исследования и готов опробовать их в практической деятельности. Перед ним ставятся уже более серьезные задачи, и он уже готов к взаимодействию со студентами и коллегами. Именно тогда ему необходимо пройти педагогическую практику, в процессе которой аспирант сможет глубже понять изучаемую дисциплину, ставя перед студентами вопросы, касающиеся отдельных моментов его будущей диссертации. Результаты работы студентов могут стать одной из существенных частей отчета по практике. Требования к нему не изменяются, следует ориентироваться на ГОСТ по форме, а по содержанию пристальное внимание будет уделено качеству собранных материалов.
Пример отчета аспиранта за первый год обучения
Отчет аспиранта 2 года обучения. Образец
Процедура прохождения практики часто определяется внутренними положениями, принятыми в вузе, в структуре которого находится аспирантура. Для аспиранта задание на научно-производственную практику будет подготовлено его научным руководителем Практика может проходить в профильных НИИ или на кафедре, к которой прикреплен молодой ученый. Отчет должен показать, что ученый справился с поставленными перед ним задачами. В нем должно содержаться:
- методика исследования, способы организации работы с эмпирическими данными и литературой;
- первоначальное изучение вопросов, которые в дальнейшем будут рассмотрены в диссертации;
- аргументация для будущих дискуссий при защите диссертации;
- теоретические модели исследуемых процессов;
- обобщение результатов.
Формат отчета может не вместить все собранные данные, поэтому они могут быть оформлены в виде приложений к нему, которые готовятся также в соответствие с требованиями ГОСТ.
Времени на подготовку диссертации отводится немного и работа молодого ученого не должна пропасть даром. Все собранные результаты, аргументы и материалы должны найти свое место в отчете, который потом ляжет в основу будущей научной работы.
Пример отчета аспиранта за второй год обучения
Заказать отчет
Катюша Романова
|
Как аспиранту делать научную карьеру и получать деньги? |
Кристина Лукьянова
|
||
Смотря какая конечная цель. Если сделать именно научную карьеру, то после аспирантуры Вы можете защитить кандидатскую диссертацию и стать кандидатом наук, потом защитить докторскую диссертацию и стать доктором наук. Эти степени дают возможность занимать высокие должности в ВУЗе. Но нужно понимать, что на это уйдут годы. Если речь идет о финансовом вопросе, то будучи аспирантом Вы можете получать стипендию, устроившись на работу - зарплату. А также аспирантам предоставляется ряд государственных льгот. Можете более подробно почитать об этом в этой статье: | ||